Четкая графика городских улиц. В Иркутск пришел сезон нанесения разметки и знаков на дороги

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #32 (1168) от 30 августа 2024

Вы автомобилист или пешеход? В любом случае, и водителям, и «безлошадным», в городе с таким интенсивным движением, как наш Иркутск, проще передвигаться, если на пути все четко и ясно указано. Здесь — пешеходный переход, здесь — сужение дороги, а тут нужно быть вдвойне внимательным — на дорогу могут выскочить дети! Линии, нанесенные на асфальт, дублируют дорожные знаки и призывают внимательнее следить за дорогой: чем разметка ярче, тем заметнее она окружающим, а значит, движение будет более безопасным для всех его участников. А еще (обращали внимание?) — дорога с новенькой зеброй и освеженными разделительными полосами может положительно влиять на настроение! О том, где в Иркутске на днях появилась свежая разметка, кто и когда ее наносит, а также о том, как это делается, — сегодня в свежем номере.

Ночь. Город засыпает, просыпаются рабочие-дорожники! Их смена начинается вечером и длится до начала интенсивного движения — ориентировочно до шести часов утра. Задача этих специалистов — нанести линии, знаки и предупреждения там, где они должны быть по правилам. Делать это нужно в срок и качественно.

Строительный сезон на дорогах города идет в полную силу, и там, где уже уложили оба слоя асфальта, а специальные лаборатории подтвердили его качество, дорожники рисуют зебры, сплошные, прерывистые и другую «графику» иркутских дорог.

— Один из последних этапов ремонта любой дороги — нанесение дорожной разметки, — рассказывает заместитель начальника отдела строительства, реконструкции и ремонта дорог департамента дорожной деятельности комитета городского обу­стройства мэрии Иркутска Лаврентий Одоров. — Этот пункт всегда прописан в контрактах и обязателен к исполнению, проекты содержат все требуемые элементы, и в документах указано, каким способом каждый из них должен быть нанесен. Кроме того, на разметку, как и на все остальные работы, распространяются гарантийные обязательства.

Так, линии, схематические знаки и надписи уже появились на улице Володарского (между улицами Карла Маркса и Дзержинского). На Пролетарской белеют знаками горизонтальной разметки два участка — от улицы Польских Повстанцев до улицы Желябова, а также от Свердлова до Карла Маркса. Появилась маркировка после масштабного ремонта на улице Сеченова и в переулке Спортивном. Там дороги и тротуары отремонтировали по национальному проекту «Безо­пасные качественные дороги».

Впрочем, полосы, линии и другая маркировка появляются не только на объектах капитального ремонта — весь теплый период года обозначения обновляются на всех территориях города. Например, сейчас в Иркутске активно идет работа над нанесением свежей разметки возле учебных заведений — впереди День знаний, а значит, дети массово вый­дут на дороги, и их путь до школы или детского сада должен быть максимально безопасным.

— Наша работа начинается часов в десять вечера, когда трафик движения значительно снижается, — рассказывает «Иркутску» Иван Матрозе, дорожный мастер ООО «Дорожно-монтажное предприятие (далее — ДМП). — На ежевечерней планерке определяются территории, бригады разъезжаются по местам. По мере выполнения движемся дальше по списку.

В день (а точнее, ночь) нашей встречи место действия внезапно изменилось. Вместо работ на улице Макаренко две бригады ДМП переместились на улицу Маяковского.

— Потому что в Иркутске II час назад прошел небольшой дождь, — объясняет мастер. — Там, где асфальт мокрый, мы никогда не наносим разметку, иначе материал не закрепится и очень быстро износится. На такой случай у нас всегда есть целый список объектов в разных локациях Иркутска — ищем место, где дождя не было, и работаем. А если дождь идет везде и понятно, что через час-другой дороги не высохнут, разъезжаемся по домам.

Итак, улица Маяковского — участок около школы № 71, между 4-й и 2-й Железнодорожными. Две бригады по три человека, две машины с маркировкой «Разметка» и полный набор необходимых инструментов и материалов. Здесь в обоих направлениях движения рабочие наносят по шесть элементов разметки: два из них — «Ограничение максимальной скорости 40 км/ч», еще два — знак 1.23, «Дети», обозначающий участок дороги вблизи детского учреждения, на проезжей части которого возможно появление детей, и две надписи «ДЕТИ».

— Спецмашины выставлены по ходу движения. Чтобы перекрыть полосу, на которой работает бригада, автомобиль находится на месте все время с проблесковыми маячками — это обязательная мера безо­пасности как для сотрудников, так и для участников движения, — рассказывает о происходящем Иван Матрозе. — Также вокруг места работы выставляются дорожные конусы и дорожные знаки на стойке. Бригада наносит разметку в соответствии со всеми требованиями. Когда работа закончена, дорожные рабочие перемещаются на соседнюю полосу или уезжают на другую проезжую часть.

Нужно отметить, что находиться на дороге рядом с рабочими довольно тревожно — трафик движения хоть и снижен, но ощущение риска не покидает, особенно там, где расстояние до светофора еще значительное, а значит, водители едут на высокой скорости.

— Мы привыкли, — улыбаются дорожники и продолжают работать. Действия отлаженные, выверенные, быстрые. Медлить тут нельзя — едва зазеваешься, краска застынет и снять трафарет будет уже гораздо сложнее.

Наблюдаем, как создается разметка. Сперва выверяются необходимые расстояния. Несмотря на то что на асфальте еще виднеется прошлогодняя маркировка, специалисты перепроверяют нормативы. Конкретно на Маяковского все размеры были выставлены точно, а значит, трафарет можно укладывать непосредственно поверх старой разметки.

— У каждой бригады есть свой набор инструментов, — показывает Иван на стопку фанерных вырезок. — Эти трафареты мы специально изготовили для наших специалистов — они, как показывает опыт, удобнее бумажных.

Фанерный лист с необходимой маркировкой выкладывается по уровню, а дальше обводится мелом. Рядом с линией дорожники в две полосы клеят молярный скотч так, чтобы ограничить рисунок знака от разлива краски.

— Для оформления горизонтальной дорожной разметки используется холодный пластик, — объясняет мастер. — Мы привозим его в жидком виде в заводских ведрах по 25 кг. Отмеряем необходимое количество, а затем добавляем затвердитель — без него не будет необходимой химической реакции.

Все происходит на наших глазах: вот один из специалистов вскрывает ведро, готовит миксер, другой аккуратно из пакета засыпает в жидкий состав нужное количество белого порошка — затвердителя. Включается миксер — масса активно перемешивается. Примерно через полминуты дорожники уже несут ведро к размеченному на асфальте знаку и заливают нужные зоны тягучей массой. Дальше в ход идет шпатель — им разравнивают белый состав, по консистенции похожий на густую сметану, по рисунку знака.

В теплые ночи холодный пластик застывает довольно быстро — всего за пять-семь минут. За это время нужно успеть нанести жидкое средство на трафарет, равномерно распределить его по асфальту, а затем (и это самое волшебное!) присыпать знак округлыми стеклянными гранулами. Шарки используются как светоотражатели, и в свете фар или солнца разметка становится более заметной.

— Здесь тоже нужно выбрать правильный момент — если стекломикросферы высыпать раньше времени, они просто утонут в краске и нужный эффект не будет достигнут. Придется посыпать заново через пару минут, а это уже двойной расход материала — тоже нехорошо. Поздно посыплешь — бессмысленно потратишь материал, шарики просто не закрепятся на пластике. В общем, работа тонкая, зависит от многих моментов, и в первую очередь от температуры воздуха, — объясняют дорожники.

Меж тем рабочие уже снимают скотч — убрать его нужно тоже вовремя, если пластик успеет затвердеть вместе с бумажными полосками, снять его можно будет только топором — смеются специалисты.

Мужчины тянут ленты скотча быстро, но аккуратно, чтобы не повредить четкие линии знака. Минута-две — и скотч убран в мусорный пакет. Дорожники аккуратно наступают на свободные от краски зоны, чтобы не испортить собственную работу.

Дальше — дело времени. Еще немного — и знак будет полностью готов к использованию, то есть можно будет убирать ограждения и перемещаться на новое место, а проезжая часть вместе с нанесенными линиями будет использоваться по своему прямому назначению.

Последний штрих — нужно избавиться от неприклеенных стеклошариков. Для этого используют воздуходув — струей разметают шарики по сторонам, чтобы свободные сферы под воздействием автомобильных шин не повредили закрепленные в пластике стеклышки. Кстати, сами по себе микросферы абсолютно безо­пасны для окружающей среды, животных и человека.

Рабочие продолжают оформлять разметку у 71-й школы, а мы отправляемся на улицу Некрасова, чтобы посмотреть, как там наносят дорожные осевые линии.

— Мы используем три вида нанесения разметки: холодный пластик, термопластик и краску. Наиболее устойчивы, конечно, оба вида пластика, но он значительно дороже, поэтому местами используется традиционная дорожная краска.

Именно нанесение дорожной краски мы наблюдали на улице Некрасова. Здесь работает бригада совсем с другой техникой — в помощь рабочим созданы специальные разметочные устройства для нанесения горизонтальной разметки дорог безвоздушным методом.

— Такая машина позволяет наносить и сплошные, и прерывистые линии. Режим управления может быть ручным, полуавтоматическим и полностью автоматическим — все зависит от конкретного запроса, — объясняет Иван. — Кроме того, машина может наносить параллельные линии. Такой способ разметки очень удобен и точен.

Рабочие показывают технику: есть пульт управления, сиденье для оператора станции, а на выносном механизме — распылители краски и стеклошариков.

Специалисты делают предварительные маркировки, а дальше машина с установкой с красивым названием «Шмель» выезжает на стартовую позицию — в данном случае нужно нанести разделительные полосы от перекрестка с улицей Декабрьских Событий до Сухэ-Батора. Водитель с помощью выносной «удочки» следит за точным движением транспортного средства, а двое дорожников следят за разметкой из центра управления. Автомобиль медленно едет по дороге, система наносит линии, тут же автоматически посыпает их стекломикро­сферами, а дорожники тут же (поверх полос) ставят конусы, чтобы автомобилисты не заезжали на свежую разметку.

— Несколько минут — и краска высох­нет. Можно будет собирать конусы и переходить на следующий участок дороги, — объясняет действия дорожников мастер.

Пока мы писали этот производственный репортаж и готовили номер «Иркутска» к выпуску, бригады ООО «ДМП» нанесли несколько десятков дорожных знаков на асфальт и прочертили несколько километров осевых линий. В ближайшее время новую разметку ждут улицы Трактовая, Карла Маркса и другие.

Ирина Белец

Фото автора

Ночь, улица Маяковского, перекресток с 2-й Железнодорожной. В центре кад­ра — Вадим Смолкин, один из самых опытных сотрудников ООО «ДМП». В руке Вадима — бумажный малярный скотч, с помощью которого определяются контуры будущей разметки на асфальте

На этом снимке видим результат слаженной работы 573-й бригады ООО «ДМП» — слово «ДЕТИ» уже перенесено на асфальт, очерчено скотчем, а часть букв залита холодным пластиком — специалисты разровняли тягучий слой и посыпают его микросферами из собственноручно изготовленного «сита». Вторая часть букв находится в процессе заливки, и далее по кругу — выравнивание и посыпка стеклянными шариками. Затем нужно подождать и успеть вовремя снять малярный скотч, иначе он окаменеет вместе с основным рисунком и убрать его будет почти невозможно. Действия дорожников выверены до секунд! Наблюдать за работой профессионалов — удовольствие

А это стекломикросферы, благодаря которым улучшается видимость элементов дорожной разметки. Мельчайшие крупицы, диаметр (фракция) которых согласно заводской маркировке от 120 до 600 микрометров (мкм)! Каждая покрыта специальным составом, чтобы еще лучше отражать попадающие на них лучи света фар и фонарей

Эта зебра и разделительные линии расположились на улице Сеченова, одном из двух участков, соединяющих микрорайон Юбилейный с «городом». Интенсивность движения высокая, а значит, нужно, чтобы пешеходы точно знали, где можно перейти дорогу, а автомобилисты видели, где разрешен поворот, а где сплошная

Дорожная разметка на улице Володарского сообщает водителям об ограничении скорости, о том, что рядом дети (неподалеку школа, детский сад и библиотека). Для удобства здесь четко обозначены места для парковки автомобилей и очень яркий бело-желтый акцент сделан на зебре

Улица Пролетарская, район ТЦ «Сезон». Пожалуй, эта часть улицы имеет больший трафик движения, чем та, что тянется между Желябова и Польских Повстанцев. Тем не менее разметку сделали на обоих участках максимально качественно — она уже пережила несколько ливней, по ней проехались тысячи колес не только личного и общественного транспорта, но и немного строительной техники, которая занята на работах на соседней улице Свердлова. Четкие ровные белые лини на черном асфальте выглядят строго, призывая к порядку и аккуратности

Ежедневно (еженощно!) на улицы Иркутска выходят восемь бригад дорожников только от ООО «ДМП». Они вместе с другими подрядчиками ежегодно занимаются обновлением разметки в городе. Например, эта бригада работает с установкой «Шмель» — их задача наносить сплошные и прерывистые линии на проезжей части. С помощью этих штрихов и полос автомобилисты могут быстро и точно ориентироваться во время движения. А светоотражающие компоненты разметки особенно полезны в темноте, во время дождя, тумана или снегопада

Телеграм-канал https://t.me/ruslanbolotov

«Продолжаем работы на объектах, которые ремонтируем в этом году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». На 11 участках готовность составляет более 70 %. Среди них улицы Академическая, Байкальская, Горького, Якоби, Трудовая, «Малая Роза», Чайковского, Литвинова, 25 Октября.

Хороший темп взяли подрядчики на Байкальской, где делают дорогу к новому детскому саду. Здесь практически готовы тротуары, уложен нижний слой асфальта.

На Байкальской со стороны остановочного пункта «Центральный рынок» готовы бетонные ступени, асфальтовое покрытие.

В выходные активно работали на объездной дороге Ново-Ленино. Укладывали верхний слой асфальта, засеивали газон, устанавливали бордюры в районе путепровода.

В ночь на воскресенье верхние слои покрытия делали на Академической, Байкальской (от Лисихи до Байкальского кольца).

Принимаем участки, работы на которых уже завершены. На прошлой неделе комиссия в составе специалистов комитета городского обустройства, независимого стройконтроля проверяла улицы Володарского, Пролетарскую, Сеченова, Спортивный переулок».

Сотни улиц по линеечке

  • В 2024 году в Иркутске в рамках содержания автодорог разметка выполнена более чем на 200 объектах.
  • Краской механизированным способом наносится 50 000 пог. м
  • Краской ручным способом – 5000 м2
  • Холодным пластиком (белый) – 25 398 м2
  • Холодным пластиком (желтый) – 9200 м2
  • Термопластиком – 70 км автомобильных дорог

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио