Черно-белые миры Гюстава Доре. Литографии великого французского мастера представлены в Усадьбе В. П. Сукачева

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #26 (1162) от 19 июля 2024

Его иллюстрации к сказкам Шарля Перро с высокой долей вероятности известны всем без исключения. Во всяком случае, у меня герои «Красной Шапочки», «Мальчика-с-пальчика», «Кота в сапогах» ассоциируются исключительно с образами, созданными Гюставом Доре. Есть в его рисунках какая-то особая магия. Их можно рассматривать часами, поскольку художник не просто создавал свою вселенную, он жил в ней. И эти черно-белые миры столь содержательны, изобразительно совершенны, реалистичны и сюрреалистичны одновременно, что их не хочется покидать. Редкую возможность прикоснуться к творениям великого мастера иркутянам и гостям города предоставил Иркутский областной художественный музей, в филиале которого — Усадьбе В.П.Сукачева (улица Декабрьских Событий, 112) проходит выставка «Шедевры Гюстава Доре».

Как на свет появляются гении, для человечества непостижимая тайна. Вероятно, какие-то высшие силы посылают их на Землю, чтобы они показывали простым смертным, каким невероятным потенциалом обладают наши чувства и разум. Поль Гюстав Луи Кристоф Доре родился в 1832 году в Страсбурге в семье инженера. Отец не был поклонником живописи, но страстно любил книги. Это увлечение литературой передалось мальчику. Его главным вдохновением стала пронизанная мистификацией классика.

Законченные рисунки он начал создавать уже в четыре года, а в пять лет нарисовал несколько красочных иллюстраций к «Божественной комедии» Данте. «Земную жизнь пройдя до половины, я оказался в сумрачном лесу…» Так рано Доре оказался в «сумрачном лесу», где обитали герои не только Данте, но и Рабле, Шекспира, Распе, Лафонтена, Перро, Байрона, Гете, Бальзака, Сервантеса. Он создал иллюстрации к 120 книгам, творческое наследие Доре составили 80 тысяч рисунков, а также литографии, гравюры, акварель, скульптуры. Есть среди его картин классические живописные полотна, исполненные в цвете, но все же самыми известными его работами, которые сделали Доре знаменитым и выходили по всему миру многомиллионными тиражами, стали литографии.

Всерьез к поэзии Данте художник вернулся в 23 года, уже будучи самым высокооплачиваемым иллюстратором Франции. Издатель, не поверивший в успех проекта, отказался его финансировать. Доре, планировавший выставить на продажу первый том, «Ад», за баснословную по тем временам сумму — 100 франков, издал книгу на собственные деньги. Она увидела свет в 1861 году — и весь тираж мгновенно исчез с полок магазинов. Вопрос о финансировании других томов уже не стоял, и к 1868 году вышли остальные части «Божественной комедии» с рисунками Доре.

На выставке в Усадьбе В. П. Сукачева представлены 126 литографий Доре. Большая часть их — это иллюстрации к бессмертному творению Данте. Широко представлены в музейной экспозиции также рисунки к сказкам Шарля Перро и басням Лафонтена, к «Приключениям барона Мюнхгаузена» Распе, «Хитроумному идальго Дон Кихоту Ламанчскому» Сервантеса и «Потерянному раю» Мильтона.

Выдающееся качество Гюстава Доре как иллюстратора — его образы сплавлены с литературным материалом столь прочно, что стали его неотъемлемой частью. Более того, глядя на рисунки, неизбежно хочешь взять в руки книгу и прочесть ее вновь, чтобы глубже проникнуть в авторский замысел, который визуализировал художник. И нередко оказывается, что картинка, созданная Доре, доносит сложный текст произведения понятнее, чем сам литератор. Художник удивительно легко, без видимых усилий настраивается на волну автора: в его литографиях — гротеск Рабле, фривольность Бальзака, трагизм и улыбка Сервантеса, переплетение фантастики и бытовых деталей в сказках Перро, остроумие автора «Барона Мюнхгаузена».

Особое место в творчестве Доре занимает работа над библейскими сюжетами — Ветхим и Новым Заветами. Выборочно они тоже представлены в экспозиции. За два года, с 1864-го по 1866-й, Доре создал 240 иллюстраций. Сохранилось множество эскизов, чуть ли не к каждому листу, каждой сцене; десятки набросков, в которых мастер искал точные образы героев и событий. Особенно трудно ему дался образ Христа. Доре никогда не писал с натуры, он пользовался только своим воображением и феноменальной визуальной памятью. Ветхий Завет он трактовал через призму грандиозных природных процессов, на фоне которых разворачивается история. Здесь мы видим штормовое море, скалистые горы, глубокие ущелья, исполинские деревья, мрачное небо, ночную мглу. В Новом Завете, напротив, художнику не важна природа, здесь все внимание сосредоточено на персонажах, которые Доре старался создавать, не нарушая иконографического канона. Центральное место на большинстве гравюр Нового Завета занимает образ Спасителя.

В итоге перед читателями предстала целая галерея, где каждая из картин, по сути, законченное художественное произведение. Библейские рисунки Гюстава Доре вошли в анналы изобразительного искусства, выдержали испытание временем и до сих пор считаются непревзойденными.

В России первое иллюстрированное издание Библии с рисунками Доре увидело свет в конце 1870-х годов в издательстве Маврикия Вольфа. Этот петербургский издатель также познакомил русский читающий мир с рисунками Гюстава Доре, издав «Божественную комедию» Данте и «Сказки» Шарля Перро.

По словам заведующей отделом Иркутского областного художественного музея «Усадьба В. П. Сукачева» Кристины Шерхунаевой, представленные в экспозиции литографии — это оригиналы, и все они подтверждены сертификатами. Часть работ привезена из Лондона.

— Во время знакомства с экспозицией посетители музея могут посмотреть фильм, который рассказывает о работе художника над Библией. Он также дает представление о личности Гюстава Доре, его жизненном пути и творческих поисках, — рассказала Кристина Сергеевна.

Нина Воронина

Фото Валентина Карпова

У иркутян и гостей города есть редкая возможность ближе познакомиться с работами Гюстава Доре. Экспозиция литографий гениального мастера будет работать до 25 августа.

«Надобно знать, что вышеупомянутый идальго в часы досуга — а досуг длился у него чуть ли не весь год — отдавался чтению рыцарских романов с таким жаром и увлечением, что почти совсем забросил не только охоту, но даже свое хозяйство». Такой надписью сопровождается в экспозиции одна из иллюстраций к роману Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

Особое место в творчестве художника занимает работа над Ветхим Заветом, к которому он создал 152 иллюстрации. Ветхозаветные сюжеты Доре трактовал через призму природных процессов. Мы видим штормовое море, скалистые горы, глубокие ущелья, исполинские деревья, мрачное небо и ночную мглу. Один из сюжетов разворачивается на фоне Вавилонской башни в момент, когда Господь смешал языки и люди перестали понимать друг друга

Первые рисунки к «Божественной комедии» Данте Гюстав Доре сделал в пять лет. Затем, в 20-летнем возрасте, он начал иллюстрировать все произведения итальянского поэта. С иллюстрациями Доре «Божественная комедия» была переиздана по всему миру многомилионными тиражами. На выставке в Иркутске широко представлены литографии к поэме. Одна из них — «Харон, перевозчик душ умерших»

В России сказки Шарля Перро с рисунками Доре увидели свет в переводе Ивана Тургенева, который долгие годы был дружен с художником. На выставке в Иркутске представлены литографии к известным всем с раннего детства сказкам, среди которых «Красная Шапочка» и «Кот в сапогах»

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио