Бюджет Иркутска сохранил социальную направленность

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #46 (984) от 3 декабря 2020

Дума Иркутска 26 ноября утвердила бюджет областного центра на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. Проект бюджета был предварительно рассмотрен и рекомендован к принятию на заседаниях постоянных думских комиссий, фракций политических партий «Единая Россия», «Гражданская платформа» и «КПРФ», на публичных слушаниях, а также получил положительное заключение Контрольно-счетной палаты Иркутска по результатам экспертизы. Кроме того, главный финансовый документ впервые прошел несколько предварительных чтений и был откорректирован в соответствии с предложениями депутатов.

Результат системной совместной работы мэрии и городской думы

В этом году пандемия коронавирусной инфекции внесла коррективы в принятие бюджетов всех уровней — и федерального, и региональных, и муниципальных. Сложная эпидемиологическая обстановка негативно отразилась на поступлении доходов в казну и предопределила необходимость скорректировать выбранную ранее бюджетную стратегию.

Формирование бюджета Иркутска на предстоящий 2021 год и на плановый период 2022–2023 гг. не стало исключением. По словам мэра Иркутска Руслана Болотова, работа была сложной, однако с учетом тех вызовов, которые стоят сегодня перед обществом, «впервые за долгое время обсуждения велись в строго конструктивном ключе — и со стороны мэрии, и со стороны депутатского корпуса».

— Работа над главным финансовым документом проходила в несколько этапов, каждая статья расходов обсуждалась совместно с депутатами. Таким образом, на выходе мы получили максимально сбалансированный городской бюджет, — подчеркнул мэр Иркутска. — В дальнейшем такая системная работа будет продолжена. Важно взаимодействие всех уровней власти, в том числе с правительством региона, депутатами Законодательного собрания области и Государственной думы. Только так возможно дальнейшее развитие столицы Приангарья.

Доходная часть бюджета в 2021 году прогнозируется в объеме 18,4 миллиарда рублей, что ниже уровня текущего года более чем на 3,5 миллиарда. Бюджет сформирован исходя из максимально возможного дефицита в 10 % от собственных доходов — его расходная часть сформирована в объеме 19,5 миллиарда рублей.

Представляя депутатам проект бюджета, заместитель мэра — председатель комитета по бюджетной политике и финансам Альфия Валиулина отметила, что ухудшение экономической ситуации, связанное с распространением коронавирусной инфекции, негативно отразилось на поступлении доходов в бюджет города. На объем собственных доходов повлияла также отмена с 2021 года налога на вмененный доход и ряд мер, направленных на поддержку субъектов предпринимательства.

Пополнение городской казны от налоговых поступлений в следующем году прогнозируется в размере 10 миллиардов 129 миллионов рублей, в основном за счет поступления налога на доходы физических лиц, земельного налога, налогов на совокупный доход и на имущество физических лиц. Неналоговые поступления в бюджет города ожидаются в размере 620 миллионов рублей. Основной объем в них занимают доходы от использования и продажи муниципального имущества и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Межбюджетные трансферты учтены в бюджете на 2021 год в объеме 7 миллиардов 627 миллионов рублей. В эту сумму включены субвенции на осуществление государственных полномочий и субсидии на софинансирование мероприятий в сфере дорожной деятельности, благоустройства, переселения граждан из аварийного жилья и ряда других направлений.

В приоритете — образование, культура, здравоохранение и спорт

Все участники обсуждений подчеркнули, что главный финансовый документ 2021 года сохранил свою социальную направленность.

— Доля средств, направленных на социальную сферу, предусмотренных на образование, культуру, здравоохранение, спорт и т. д., составит более половины расходов, — подчеркнула заместитель мэра, председатель комитета по бюджетной политике и финансам.

По словам Альфии Валиулиной, в бюджете предусмотрены средства на бесплатное питание для воспитанников детских садов и учащихся начальных классов, а также детей с ограниченными возможностями здоровья в школах.

Сохранено финансирование всех действующих мер поддержки социально незащищенных категорий населения. С учетом средств областного бюджета это более 700 миллионов рублей.

Будут продолжены работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту муниципальных объектов. Также заложены средства на реализацию мероприятий в рамках национальных проектов в сфере благоустройства, дорожной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства.

В частности, запланированы расходы на капитальный и текущий ремонт 33 учреждений. На обеспечение текущего содержания объектов городского хозяйства запланировано 4,3 миллиарда рублей. Из них 2,5 миллиарда будет направлено в сферу дорожного хозяйства, в том числе на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Предусмотрены средства на капитальный ремонт улицы Верхней Набережной и путепровода через железную дорогу на станции Батарейной, ремонта 22 километров дорожного полотна, а также асфальтирование и гравирование дорог в частном секторе.

Продолжится благоустройство дворовых территорий и общественных пространств в рамках общероссийского проекта «Формирование комфортной городской среды». На эти мероприятия в бюджете запланировано 547 миллионов рублей с учетом средств областного и федерального бюджетов.

Запланировано проектирование двух детских садов: в районе улицы Радищева и на улице Российской, а также школы по улице Мелентьева, детской школы искусств на улице Коммунистическая и четырех спортивных объектов.

Должно начаться строительство детского сада в микрорайоне Лесной, школы по улице Багратиона и блока начальных классов в школе № 57. Кроме этого, продолжится возведение здания начальной школы № 14 в Октябрьском округе. На строительство и проектирование объектов образования, культуры и спорта из городской казны выделят 285 миллионов рублей.

В сфере городского хозяйства наибольший объем инвестиций предусмотрен на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилья, реконструкцию объектов дорожного хозяйства и иные мероприятия. На эти цели заложен 581 миллион рублей.

В составе расходной части бюджета на 2021 год также сформирован резервный фонд в объеме 100 миллионов рублей для финансового обеспечения непредвиденных расходов, в том числе на мероприятия по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.

Председатель думы Иркутска Евгений Стекачев отметил, что депутаты впервые за 11 лет получили возможность обсуждать проект финансового документа.

— Бюджет был разработан при непосредственном участии думы, и мы в том числе получили уникальную возможность формировать источники финансирования тех или иных направлений. Мы разбирали каждую строчку проекта исходя из потребностей, которые нам озвучивали наши избиратели — жители Иркутска. Сократили статьи, средства на которые нужны не так остро, и направили их на другие, более актуальные. Более того, при распределении сумм многие депутаты шли на компромисс в пользу коллег. Например, уделили особое внимание школе в микрорайоне Зеленый, где требуется срочный ремонт крыши. От многого отказываться в целом не пришлось, мы лишь перераспределили суммы. Кроме того, в каждый избирательный округ направлено дополнительно по 10 миллионов рублей на благоустройство, — сказал спикер.

В этом году бюджет впервые прошел несколько предварительных чтений и был откорректирован в соответствии с предложениями депутатов. Так, по инициативе Евгения Стекачева предусмотрено 350 млн рублей на благоустройство города в рамках празднования 360-летия Иркутска. Направления использования этих средств будут определены депутатами думы города совместно с горожанами. Заложены средства на разработку социально-экономической стратегии развития города Иркутска по предложению Александра Панько. По предложению Юрия Коренева предусмотрены средства на асфальтирование дорог в частном секторе. Также добавлены суммы на проектирование инженерных сетей в предместье Радищева, физкультурно-оздоровительного комплекса в микрорайоне Зеленый, ремонта дороги по ул. Олонской, на обустройство линий наружного освещения, тротуаров и парковок, на приобретение контейнеров для ТКО и другие нужды.

В рамках принятия бюджета дума поддержала инициативу администрации города по обращению в правоохранительные органы с просьбой провести проверку действий бывшего руководства трех муниципальных унитарных предприятий. Речь идет о МУПах «ТеплоЭнергоСервис г. Иркутска» («ТЭСИ»), «Комбинат питания города Иркутска» и «ИркутскАвтодор».

Администрация провела проверку, по результатам которой установлено: причиной экономического дисбаланса могло стать неэффективное управление, что привело к формированию значительной задолженности. В общей сложности на улучшение финансового климата указанных организаций из бюджета города в 2021 году необходимо направить 360 млн рублей.

— Необходимость субсидирования этих МУПов неоспорима, уйти от этого не получится. Если не закрыть долги, то возникнут проблемы с уборкой и содержанием дорог, с отоплением и ремонтом инженерных систем детских садов, школ и жилых домов, обеспечением школьников бесплатным питанием. Депутаты это прекрасно понимают, поэтому решение о предоставлении средств из бюджета города было принято. Однако мы поставили МУПам условия получения этих денег. Во-первых, каждые три месяца руководство должно отчитываться, на какие цели и в каких объемах потрачены средства. Во-вторых, руководитель каждого МУПа должен направить думе план оздоровления своего предприятия, его вывода из финансового пике за счет выделенной субсидии. Для контроля администрацией будет создана рабочая группа с участием депутатов, — подчеркнул Евгений Стекачев.

Он особо отметил, что такая выплата для спасения МУПов согласована впервые, это вынужденная мера. В дальнейшем подобного не планируется, поэтому, чтобы ситуация не повторилась, ход управления предприятиями будет тщательно отслеживаться.

Алексей Буренин, Мария Николаева

Фото Валентина Карпова

КСТАТИ

На сессии Законодательного собрания Иркутской области 30 ноября был принят региональный бюджет на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. После первого чтения бюджета в него были внесены существенные изменения в связи с тем, что Приангарью дополнительно выделяется из федерального бюджета 20,9 миллиарда рублей целевых средств и три миллиарда рублей дотаций.

Таким образом, общий объем межбюджетных трансфертов региону составит 48,8 млрд рублей. Доходы утверждены в сумме 190,6 млрд рублей против изначально принятых 166,7 млрд, расходы — в объеме 204,6 млрд рублей, тогда как первоначально в проекте закона закладывалось 180,7 млрд рублей.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио