Боги над городом. Крылатых Гермеса и Афродиту установили над зданием бывшего родильного дома Леонида Зисмана в Иркутске

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #20 (1106) от 2 июня 2023

Суббота, 27 мая, улица Каландаришвили, 12. Над нами — серое, затянутое облаками небо, плюс 10 градусов на термометре и, главное, ни дождя, ни снега. Именно такую субботу больше полугода ждал иркутский скульптор Михаил Филиппов, чтобы поднять на крышу второй из двух воссозданных им картушей (лепное или графическое украшение в виде обрамленного завитками щита или свитка с завернувшимися краями для помещения надписей, вензелей, эмблем и т. п. — Прим. ред.). Первый удалось установить еще в октябре прошлого года, а дальше мешала погода. И вот наконец на углу улиц Карла Маркса и Каландаришвили выставлена специальная техника: кран — для подъема частей скульптуры и автолюлька — для их создателя. Основные работы длились три часа: многотонные элементы закрепили на верхнем карнизе, вернув памятнику архитектуры его исторический облик.

А началось все еще в 2021 году, когда к скульптору Михаилу Филиппову обратились от имени заказчика работ — министерства здравоохранения Иркутской области.

— Мне предложили заняться восстановлением картуша, который когда-то венчал родовспомогательное заведение доктора Леонида Зисмана, — рассказывает Михаил Валисонович. — Сложность была в том, что фотографий этого здания, построенного в начале XX века, почти не сохранилось, а те, что есть, дали нам лишь общий облик картуша и скульптур рядом с ним, их размерное соотношение — и больше ничего.

Как выяснилось, похожий картуш был на кинотеатре «Дон Отелло» — он также был утрачен, но его фотографии дали более четкие представления о том, что могло быть над зданием братьев Полутовых, где в 1911 году врач Леонтий Соломонович Зисман открыл родильный дом и лечебницу женских болезней.

— Пришлось думать, представлять, что там могло быть. Советовался с коллегами, мы вносили корректировки, и в итоге родился такой образ: в центре — картуш, слева — бог Гермес, покровитель медицины и торговли, справа — богиня плодородия, любви и красоты Афродита, оба с крыльями ангелов. На картуше я предложил добавить щит с изображением крылатого, опутанного змеями жезла Гермеса, а ниже человеческих фигур — рог изобилия с гранатами, инжиром, виноградными гроздьями, — описывает работу скульптор. — Навершие (верх архитектурного изделия. — Прим. ред.) — вазон, символ богатства, изобилия. Проект на изготовление картуша выполнила компания «Иркархпроект».

Судя по обрывочным описаниям дореволюционного родильного дома, новое изваяние отвечает замыслу архитектора, занимавшегося строительством усадьбы более ста лет назад.

— Как они были утрачены, мы можем только догадываться, — рассуждает Михаил Валисонович. — Самая простая версия — были разобраны из-за ветхости. Другая версия — ангелы могли не понравиться революционерам, и их попросту снесли.

На то, чтобы вернуть зданию изначальный исторический вид, у Михаила Филиппова ушло несколько месяцев. Сначала он выполнил работу в пластике, в масштабе 1 к 25, а затем приступил к полноразмерной скульптурной группе.

— В первую очередь делается каркас, затем набивается глина — и лепится композиция. С глиняной работы снимается гипсовая форма — на это ушло две тонны гипса. А затем через гипсовые формы скульптура отливается в конечном материале. В моем случае это гипсоцементно-пуццолановая смесь — современный очень прочный материал, который используется для наружных работ, — объясняет Михаил Валисонович. — Когда материал затвердевает, с него сбивается форма, а композиция обрабатывается, шлифуется, покрывается специальными растворами и краской.

Для картуша подобрали цвет слоновая кость — в тон обновленного фасада. Усадьба братьев Полутовых сейчас находится на завершающей стадии реставрации.

Ирина Покоева

Фото автора

На фото — угол улиц Нестора Каландаришвили и Карла Маркса в Иркутске. Сегодня усадьба купцов братьев Полутовых, в которой многие годы располагались различные медучреждения, например родовспомогательный дом Зисмана, переживает свое второе рождение — над ее реставрацией трудятся профессионалы, в том числе скульптор Михаил Филиппов: картуши с обеих сторон здания — его работа. Массивные декоративные элементы украшали верхний парапет дома, но были утрачены. Сейчас здание снова приобрело первоначальный исторический вид — оба горельефа стоят на своих законных местах. К слову, других горельефов с картушами и крылатыми богами в Иркутске нет — в этом смысле здание бывшего родильного дома Зисмана абсолютно уникально

Иркутянин Михаил Филиппов — автор скульптур «Студентка» (в инязе), «Нефтяники» (недалеко от автовокзала), «Фемида» (в Октябрьском и Свердловском судах); мемориальных досок академику Федорову, Герою Социалистического Труда Маркелову. Он восстанавливал львов и маскароны для Дома литераторов, изготавливал лепнину на собор Богоявления, здание казначейства, кинотеатр «Пионер», храм Покрова Пресвятой Богородицы в Пивоварихе; реставрировал мемориалы славы в городе и области. И это лишь часть работ скульптора. «В планах — отреставрировать атлантов, которые когда-то украшали Дворец спорта в Иркутске. Это работа моего учителя, хочется, чтобы для нее нашлось достойное место», — делится Михаил Валисонович

Исторический момент — подъем картуша на фасад здания со стороны улицы Карла Маркса. «Мы ждали этого момента с октября прошлого года — погода портила наши планы. Но сегодня, спустя семь месяцев, этот день все же настал», — улыбается скульптор. Все это время горельеф ждал своего часа в мастерской Михаила Филиппова

А так выглядела скульптурная композиция, выполненная в глине. Работы скульптор Михаил Филиппов проводил в своей мастерской — на все этапы ему понадобилось несколько месяцев

ГОРЕЛЬЕФ В ЦИФРАХ

Композиция состоит из пяти частей — несущий плинт, картуш, вазон и крылатые Афродита и Гермес.

Общие размеры — 3,5 на 3,5 м.

Вес — 1500 кг.

Высота установки — 15 метров.

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио