Актриса МХТ имени Чехова Светлана Иванова-Сергеева — о живом искусстве и современной драматургии 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #13 (853) от 11 апреля 2018

Выпускница Иркутского театрального училища Светлана Иванова-Сергеева, ныне актриса Московского художественного театра имени  Чехова, приехала в родной город на фестиваль современной драматургии «Источник», организованный при поддержке мэрии. О переменах, которые происходят сегодня в театральном искусстве, и о своей работе в Москве, актриса рассказала газете «Иркутск».

Разговор начался с ностальгического воспоминания о тех временах, когда Света была еще школьницей.

— Символично, что наша встреча проходит в здании бывшего ДК завода имени Куйбышева. Здесь, на сцене любительского театра-студии «Диалог», когда-то началась моя театральная история, — сказала собеседница.

Действительно, один из самых интересных творческих коллективов Иркутска — народный театр «Диалог», когда-то работал на сцене Дома культуры им. Куйбышева, где сейчас размещается галерея «Revолюция». 13-летняя Светлана выступала на городском конкурсе чтецов, к ней подошел режиссер театра и предложил сыграть Джульетту в постановке по произведению Шекспира. С тех пор, по словам самой актрисы, она заболела театром и, пропуская уроки, пропадала на репетициях с утра до вечера.

— Мама мечтала о том, чтобы я «вылечилась», поскольку практически весь девятый класс я прожила в театре, забросив учебу. Она даже хотела, чтобы я провалила экзамены в театральное училище. Но «болезнь» только усугубилась, и учиться я поступила на один курс вместе с удивительными, талантливыми ребятами, — вспоминает актриса.

Среди однокурсников был и бывший муж актрисы, ныне известный режиссер и драматург Иван Вырыпаев. Вместе они распределились в Магаданский театр, затем работали на Камчатке, а позже приехали в Иркутск. Та свобода, поэтичность, нестандартность мировосприятия, которые отличают творчество Вырыпаева, в полной мере свойственны и Светлане.

По словам актрисы, Иркутск сыграл в ее жизни важную роль, привив способность много и охотно трудиться.

— Я преподаю в Школе-студии МХТ и вижу, что столичным ребятам часто не хватает качеств, свойственных людям, живущим в провинции: самокритики, желания работать над собой, реальной самооценки, целеустремленности.

О провинциальности она рассуждает с большой осторожностью, поскольку четких критериев понятий «провинциальность» и «непровинциальность», по ее мнению, не существует. Эту грань можно уловить только интуитивно.

— Я ощутила привкус провинциальности, когда смотрела на Центр Жоржа Помпиду в Париже. Эта хулиганская легкость, с которой французы воплощают самые невообразимые идеи, у нас в России кажется запредельной. Хотя сегодня благодаря Интернету перемены в нас происходят стремительно, особенно когда речь идет о поколении юных россиян. Молодежь у нас свободная, классная и креативная, — считает Светлана.

Двигаться, развиваться, расти, по ее мнению, можно только открыто, живо, эмоционально, искренне воспринимая мир, жизнь, людей. Только при этом условии удается творчески преобразовать реальность. Это ощущение дает актрисе современный театр, который она назвала театром перемен.

— Репертуарный театр — это классика, стандарт, с которым ты обязан считаться. Здесь не ты выбираешь роль, а тебя на нее утверждают. Современный театр с его поиском новых форм во многом свободен от условностей, дает актеру больше возможностей для познания мира и человека в нем.

Светлана Иванова-Сергеева пробовала себя и в качестве режиссера. В Щукинском училище она получила режиссерское образование, но, по собственному ее признанию, инсценировка — процесс во-многом, рутинный, завязанный на решении организационных вопросов.

— После работы над спектаклем в одном из репертуарных театров я поняла, что это не мое. В качестве постановщика теперь согласна работать только в команде друзей-единомышленников, где тебя понимают с первого слова, — признается Светлана.

Как совместить работу в репертуарном МХТ им. Чехова с желанием быть свободным творцом? По этому поводу актриса говорит, что театр должен быть живым, не суть важно — репертуарный он или современный.

— Проблема скорее в том, что современный театр переживает период поиска и становления, поэтому более живо реагирует на запросы времени. Репертуарный театр может по-новому интерпретировать классику, а современный театр создает свою драматургию. Причем этот процесс нередко импровизационный.

О том, что современный театр с его часто непривычной для зрителя риторикой развивается, свидетельствует и обилие нового драматургического материала.

— Молодых талантливых драматургов сегодня в России много. Они востребованны, их творчество становится интересно многим классическим театрам. Активно ставят в России и по всему миру пьесы Ивана Вырыпаева. Круто работают Ася Волошина, Олег Кулик, Наталья Ворожбит. Стремительно набирает популярность Максим Курочкин. Его пьеса «Титий безупречный» буквально произвела фурор.

В театре-студии «Практика» Светлана играла в спектакле «Иллюзии» по пьесе Ивана Вырыпаева и в качестве режиссера работала над постановкой «Игра на барабанах» Олега Кулика. С теплотой вспоминает она работу над постановкой на сцене «Практики» своего первого спектакля — «Лафкадио». Сюжет взят из сказки американского писателя Шела Сильверстейла. В постановке были заняты два американского актера — Казимир Лиске и Один Байрон, который хорошо известен зрителям по сериалу «Интерны». Это сказка о том, как лев научился стрелять из ружья, работал в цирке и стал знаменитым, но впал в депрессию по причине кризиса самоидентификации.

— Мне нравится делать спектакли для детей, потому что дети лишены взрослых стереотипов: «это правильно, а это неправильно», — поясняет Светлана.

Раскрывая свою актерскую кухню, признается, что в работе над ролью ей помогает образ, воплощенный художником, скульптором, писателем или поэтом, а нередко и самой жизнью.  Актриса ищет его в книгах, картинах, житейских ситуациях. Она признается, что это как научиться кататься на велосипеде: удержал равновесие однажды, значит обрел его на всю жизнь.

— Помню, как в одном из спектаклей я играла шизофреничку, которая, облив себя кетчупом как кровью, произносит длинный монолог о насилии в современном мире. Я все время думала, как он должен звучать, как сделать его живым. И однажды увидела в зале среди зрителей свою знакомую, у которой в семье случилась страшная трагедия: ее пожилого отца какие-то отморозки на ходу вытолкнули из электрички, и он погиб. Когда я адресовала этот монолог ей, то он зазвучал по-настоящему пронзительно, — вспоминает актриса.

По мнению актрисы и режиссера Светланы Ивановой-Сергеевой, если творчество академично до безжизненности, то ему нет места в театре. Современное театральное искусство сейчас на подъеме по всей стране, а не только в Москве и Санкт-Петербурге. В зрительский обиход уже вошли такие обороты, как спектакль-вербатим, инсталляционный, иммерсивный. Всюду появляются молодежные независимые театры, проводятся фестивали. И это требование времени, а отнюдь не только форма самовыражения. Иркутский фестиваль современной драматургии независимых молодежных театров «Источник», который проходит при поддержке администрации города, по мнению Светланы, еще одно тому доказательство.

— Современное искусство — противник принципа жесткой централизации. Мы с Иваном Вырыпаевым когда-то уехали из Иркутска, потому что нас лишили возможности ставить спектакли в Доме актера, — в заключение сказала Светлана.  — Никто не поддержал в свое время прекрасный театр пантомимы Валерия Шевченко и режиссера Вячеслава Кокорина, который ставил на сцене ТЮЗа грандиозные спектакли. Это неправильно, когда для самореализации талантливый человек должен ехать в Москву или Питер.

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио