Возвращение за парту 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #32 (970) от 19 августа 2020

В конце июля в департаменте образования сменился руководитель: пост начальника занял Олег Ивкин, педагог по образованию, бывший директор Иркутского техникума машиностроения. Как он сам шутит, его жизнь перевернулась: переехал с Рабочего Штаба, 6 на Рабочего Штаба, 9. В новой должности Олегу Васильевичу сразу пришлось столкнуться с рядом важнейших вопросов: подготовкой и приемкой образовательных учреждений к 1 сентября после длительного режима самоизоляции, анализом инфраструктуры образования по всем районам Иркутска.

— Олег Васильевич, главный вопрос, который волнует сейчас всех родителей Иркутска: с 1 сентября дети будут учиться в традиционном формате?

— 20 августа на региональном уровне должно быть принято окончательное решение о том, как Иркутская область начнет образовательный процесс. Мы готовы к разным сценариям развития событий, но уже сегодня можно спрогнозировать: детские сады пока остаются работать в режиме дежурных групп (до 12 человек). Попасть в них можно по заявлению родителей, при предоставлении справки от работодателя. Сейчас такие группы открыты почти во всех дошкольных учреждениях: 449 дежурных групп в 120 детсадах (в 15 садах еще завершаются традиционные летние ремонты).

В некоторых случаях решаем вопрос индивидуально: например, на прошлой неделе приходила молодая мама и со слезами на глазах рассказывала, что не может устроиться в школу-интернат, поскольку ее ребенка не берут в садик. А не берут его, потому что нет справки от работодателя — получается замкнутый круг. Конечно, мы нашли компромисс, и сегодня ребенок уже в саду, а мама вышла на работу.

Что касается школ: 1 сентября планируется начать очный режим обучения, но все массовые мероприятия пока будут запрещены. Торжественные линейки рекомендовано проводить на улице и только для первых и одиннадцатых классов. Первоклашки должны почувствовать, что такое школа, и запомнить на всю жизнь этот старт. А для одиннадцатиклассников важно осознать, что начался последний в их жизни школьный год и пора мобилизовать все силы.

— Как в этом году проходила приемка школ к 1 сентября? Были ли нарекания?

— На сегодняшний день проверку прошли 157 муниципальных образовательных организаций, в том числе 38 общеобразовательных школ. Есть замечания, но большинство из них связаны с пожарными требованиями и в принципе быстро устраняются (например, отрегулировать высоту размещения огнетушителя, обновить обозначения и т. п.). По всем проблемным вопросам мы отрабатываем с Госпожнадзором города Иркутска и выполняем законные требования для обеспечения безопасности школьников.

— Изменится ли учебный процесс?

— Вводится ежедневный утренний фильтр, который включает обязательную термометрию учащихся на входе. При выявлении повышенной температуры или других симптомов школьника изолируют в медпункт до приезда родителей или вызывают скорую. В связи с новыми правилами все школы запасаются бесконтактными термометрами, рециркуляторами воздуха, дезинфицирующими средствами; часть оборудования была закуплена еще в рамках подготовки к ЕГЭ.

Усилен и дезинфекционный режим (регулярное обеззараживание воздуха). Пока идет урок — обрабатываются места общего пользования, во время перемены дезинфицируются и проветриваются классы.

Перед школами стоит задача закрепить за каждым классом отдельный кабинет и минимизировать пересечение потоков. Развести классы постараемся и в столовой. Кстати, в целях безопасности персонал пищеблока будет использовать маски и перчатки и проводить дополнительную обработку посуды.

— Если все же возникнет необходимость вновь перейти на дистанционное обучение, иркутские школы к этому готовы?

— Когда мы весной ввели дистанционное обучение, никому не верилось, что это надолго. К сожалению, никаких единых рекомендаций и требований на тот момент не было и не могло быть. С подобной проблемой мы столкнулись впервые. Сейчас у нас уже есть достаточный опыт, понимание и ошибок, и удачных наработок.

В рамках педагогических августовских встреч будет выработан и принят единый регламент. Школы должны определить для себя единую электронную платформу (например, Microsoft Teams или Zoom), четкие требования и подходы на случай вынужденного перехода на дистанционное обучение, доработать формат взаимодействия «учитель — ученик — родитель».

— В начале учебного года планируются Всероссийские проверочные работы (ВПР), перенесенные с весны. Когда их ждать и не станут ли они дополнительным стрессом для детей, отвыкших от школы?

— Безусловно, никто не будет проводить ВПР второго сентября. Хочу настроить родителей и детей так: эти проверочные работы помогут ученику оценить уровень своих знаний, а учителю — спланировать дальнейшую работу по реализации учебных программ.

— Вы уже подвели итоги прошлого учебного года? Как выпускники справились с ЕГЭ? Много ли у нас стобалльников?

— В 2020 году единый государственный экзамен сдавали 3760 выпускников Иркутска. Самыми востребованными предметами оказались русский язык (его писал 3701 выпускник), математика профильного уровня (2433), обществознание (1364).

Максимальные 100 баллов по отдельным предметам набрали 28 иркутян (что на семь человек больше, чем в прошлом году). Причем трое ребят (ученики лицея ИГУ, лицея № 3 и гимназии № 3) сдали на 100 баллов сразу два предмета. Отличные результаты традиционно показали лицей № 3 и лицей ИГУ, но особенно приятно, что стобалльники нынче есть и в других школах Иркутска.

— Какие болевые точки иркутской системы образования вы бы отметили?

— Иркутск — это город с сильнейшей системой образования, которая формировалась много десятилетий. Но есть немало моментов, которые вызывают обеспокоенность. Например, переполненность школ и детсадов. Мы почти завершили анализ инфраструктуры образования по всем районам Иркутска, и результаты неутешительные: потребность в дополнительных местах колоссальная, и с каждым годом эта цифра только растет. Переход на односменный режим обучения пока что не представляется возможным, с учетом строительства новых зданий нам бы закрыть существующую потребность. В следующем году появится дополнительный блок у школы № 14, начнется строительство школы на Багратиона и дополнительного блока школы №57, проектируется блок начальных классов школы № 75 и пристрой к школе №53, планируется строительство новой школы на 1500 мест в Ново-Ленино.

Первого сентября в Иркутске открывается «Умная школа» — это негосударственное образовательное учреждение. Инфраструктура поражает: современные кабинеты, места отдыха и общего пользования, бассейн и спортплощадки, гончарная мастерская, столовая в каждом блоке. А главное, что за этими внешними формами обязательно возникнет соответствующее содержание и результат. Кроме того, за счет запуска «Умной школы», где будут учиться свыше тысячи ребят, разгрузятся муниципальные учреждения, и наши дети получат возможность заниматься в современнейших условиях.

Еще одна извечная проблема в образовании — кадровая. Большой дефицит учителей русского языка и литературы, физики, математики. Так, в прошлом году в пединститут на специальность «учитель математики» было принято всего 20 человек. Это говорит о том, что требуется большая профориентационная работа: она должна начинаться со школьной скамьи, продолжаться в вузе, поддерживаться на педагогической практике и в стенах школы. Хочется, чтобы каждый специалист, пришедший в систему образования, нашел себя, влюбился в профессию сам и влюбил учеников в свой предмет.

— А что вас вдохновило стать педагогом?

— Мои родители. Мама у меня воспитатель в детском саду. В свое время они с отцом мудро переориентировали меня с автомобильной темы на педагогическую. Я окончил с красным дипломом педучилище в Усолье-Сибирском. Поначалу стеснялся говорить своим знакомым, что учусь на педагога, но ровно до того момента, пока не попал в школу на практику. Тогда и осознал, что это мое. Позже окончил Иркутский пединститут, преподавал математику в школе, работал директором Иркутского лицея № 1, потом в оздоровительном центре «Галактика» и последние шесть лет возглавлял Иркутский техникум машиностроения имени Н.П. Трапезникова.

Моя супруга тоже учитель, преподает математику в школе № 19. Когда мы познакомились, она работала не по специальности, вплотную занималась бизнесом, но я ее убедил вернуться в школу. И в этом году она выпустила свой первый девятый класс. Несмотря на усталость и трудности, я каждый день вижу удовлетворение в ее глазах. Хочется, чтобы это чувство испытывали все наши педагоги — учитель должен быть счастливым от того, что он учитель.

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио