История легендарной летчицы-штурмана Марины Расковой 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #16 (954) от 22 апреля 2020

На ее счету несколько мировых авиационных рекордов дальности. В один из таких полетов Марина Раскова вынужденно прыгнула с парашютом в тайгу и была найдена живой только спустя 10 суток. Еще в довоенное время она получила звание Героя Советского Союза — одна из первых женщин нашей страны. В 1942 году Раскова лично сформировала авиагруппу из трех женских авиаполков. Гитлеровцы боялись этих отважных девушек-пилотов и даже называли их «ночными ведьмами». К сожалению, увидеть триумф родной страны и День Победы Марине Михайловне Расковой не довелось…

Музыка полетов 

Этой отважной женщине была уготована карьера оперной певицы, но она выбрала штурвал. Марина Малинина (после замужества Раскова) родилась в 1912 году в семье педагогов: мама работала учителем средней школы, а отец преподавал вокал и был артистом оперы. Конечно же, в будущем они видели свою дочь на сцене, поэтому одновременно со школой Марина училась в детском отделении Московской консерватории. Но судьба перемешала все планы: в 1919 году отец погиб, был сбит мотоциклом. После смерти главного кормильца в семье остро стала ощущаться нехватка денег.

«Одежду отца мама перешила брату. Потом, когда брат вырос, ее дали донашивать мне. <…> Одевались мы всегда в старое, поношенное, перешитое. Мама, бывало, до поздних часов засиживалась над шитьем: пригоняла, пристрачивала наши незатейливые костюмы, стараясь придать им хоть мало-мальски приличный вид. Чтобы нас обувать, мама поступила на курсы сапожников и научилась шить обувь. Сначала она шила нам матерчатые башмаки, с подошвой из веревки, а потом достала где-то кусочки кожи. Шила по ночам, искалывая себе в кровь руки. Зато у нас были башмаки! Невесть какие красивые, но сколько материнской любви и заботы было вложено в них!» — вспоминала о тяжелых временах Марина Раскова в своих «Записках штурмана».

С 17 лет ей пришлось зарабатывать на жизнь, девушка устроилась лаборанткой на Бутырский химический завод. После работала чертежницей, а затем лаборанткой кафедры аэронавигации в Военно-Воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. Там-то и заинтересовалась специальностью авиационного штурмана. Марина принялась учиться самостоятельно, производить расчеты штурманских задач на приборах и тренажерах, изучать теорию навигации.

«Я вылезала с приборами на вышку и по солнцу и звездам определяла свое место. <…> Сначала ошибалась на десятки километров, потом ошибок становилось все меньше и меньше. Я поняла, что упорная, длительная тренировка в штурманском деле — это то же самое, что упражнения для музыканта. Если он перестает упражняться — теряет технику», — рассказывала о своей подготовке Марина.

В 1933 году, после ознакомительного полета, Раскова твердо решила посвятить себя штурманскому делу: «Первый полет решил мою судьбу. Я пришла на аэродром, меня усадили в самолет. Кое-кто при этом подшучивал…

Летчик Леонид Кольцов поднял свой «Р-1» в воздух. Когда мы взлетели, я не могла найти аэродром. Я поняла, что быть штурманом на земле — еще не значит уметь водить самолеты».

В 1934 году Марина Михайловна окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. Через год получила звание штурмана в Центральном учебном комбинате ГВФ, затем экстерном сдала экзамен на звание летчика-наблюдателя, освоила спортивные самолеты.

— В качестве штурмана Марина Раскова участвовала в дальних беспосадочных перелетах, полетах с научной целью, экспедициях по прокладке новых воздушных трасс, составлению сложных навигационных расчетов воздушных парадов над Москвой и в самих воздушных парадах, — рассказывают сотрудники краеведческого отдела Центральной библиотечной системы г. Иркутска.

Мировой рекорд дальности… 

В 1935 году сбылась заветная мечта Расковой о рекордном перелете на дальность: с летчицей Валентиной Гризодубовой она совершила полет по маршруту Москва — Актюбинск протяженностью 1443 км. Это был мировой рекорд того времени для женщин. За ним последовало еще три: в 1937 году Раскова совершила самый большой по протяженности полет в качестве штурмана на самолете «АИР-12», а год спустя — дважды на гидросамолете «МП-1».

Но настоящей легендой советской авиации Марина Раскова стала после беспосадочного перелета на самолете «Родина» в 1938 году. В конце сентября вместе с Валентиной Гризодубовой и Полиной Осипенко она вылетела по маршруту Москва — Керби (село на Дальнем Востоке), дальность — 6450 км без посадок. Полет проходил в экстремальных условиях, при температуре -35 °С. Приборы вышли из строя, закончилось топливо, и Гризодубова как командир приказала Расковой десантироваться с парашютом.

Позднее Марина восстановила в памяти все события до минут: «Валя пишет мне записку: «Готовься к прыжку». Я отвечаю ей, тоже запиской, что прыгать не хочется, хочу остаться в самолете, что я выбрала себе укромное местечко — сзади у кислородного баллона, буду стоять там очень смирно и ничего со мной не случится. Валя отвечает: «Если машина станет на нос, у нас с Полиной даже не хватит силы извлечь тебя из твоей кабины. Готовься к прыжку, не задерживай нас». <…> Отказываюсь от мешка с продуктами. Открываю пол кабины. Машинально бросаю взгляд на часы и высотомер. Высота 2 300 метров. Часы показывают 10 часов 32 минуты. Я отделяюсь».

Летчица приземлилась в тайге и в последующие десять суток, превозмогая голод и холод, пробиралась к намеченному месту посадки. В кармане было лишь две плитки шоколада. Она едва не утонула, провалившись в болото. Не раз встречалась с медведями и отпугивала их выстрелами из пистолета. Пятого октября Раскова вышла к «Родине», где ее уже ждали врачи, спасатели и… живые Гризодубова и Осипенко.

«Подхожу, осматриваю свою кабину. Все в порядке, все приборы целы, даже ни одно стеклышко не полопалось. Хорошо Валя посадила машину. Мне можно было и не прыгать… Сама Валя говорит, что если б я осталась в самолете, то даже не набила бы себе шишки на лбу…» — отмечает в «Записках штурмана» Марина Раскова.

За проявленные мужество и установленный мировой рекорд по дальности полета Марине Михайловне Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и награждением орденом Ленина. В 1939 году вышла ее книга «Записки штурмана».

Гитлеровцы называли их «ночные ведьмы»… 

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны Марина Михайловна уже была опытным и прославленным летчиком. Она, используя свою известность в стране и личные контакты со Сталиным, участвовала в создании авиационных женских полков. Майор Раскова обладала особым чутьем и интуицией по подбору и воспитанию летчиц, в особенности была внимательна к командирам экипажей. Марина Михайловна всегда находила нужные слова, чтобы ободрить молодых летчиц, вдохнуть веру в их силы.

В течение 1941–1942 гг. из летчиц, подготовленных аэроклубами, была сформирована школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима, авиационная группа из трех женских авиаполков: 586-го истребительного («Як-1»), 587-го бомбардировочного («Пе-2») и 588-го ночного бомбардировочного («По-2»).

Девушки 588-го авиаполка летали на маленьких самолетах «По-2». Хлипкие с виду, тихоходные машины передвигались почти бесшумно и могли подлетать точно к цели. Причем перед целью летчицы глушили моторы, позволяя самолету беззвучно планировать, бросали бомбы, вновь включали моторы и улетали домой. Шум планирующего самолета ассоциировался с «шуршанием ведьминой метлы в ночи», поэтому немцы называли их Nachthexen (ночные ведьмы). Вот такими бесстрашными летчицами довелось командовать Марине Михайловне Расковой.

В январе 1942 года Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка. А 4 января 1943 года, попав в сложные метеорологические условия, самолет Расковой потерпел катастрофу близ города Саратова. Весь экипаж погиб.

Эта стойкая, недюжинной воли и храбрости женщина прожила недолгую, но очень яркую жизнь настоящего патриота. Она погибла, когда ей было только 30 лет.

Марина Михайловна была похоронена в Москве на Красной площади у Кремлевской стены. За проявленные героизм и мужество майор Раскова посмертно награждена орденом Отечественной войны 1-й степени. Летчицы — воспитанницы Расковой прошли большой и славный боевой путь: 28 из них были удостоены звания Героя Советского Союза, многие награждены орденами и медалями.

Именем Марины Расковой в 1943 году в Москве были названы площадь, улица и переулок. В 1950 году улица с таким же названием появилась в Октябрьском округе Иркутска.

Фото Валентина Карпова и из архива

Материал подготовлен на основе Биобиблиографического указателя «Помнит город о войне: улицы героев и участников Великой Отечественной войны (1941–1945)», составленного ЦБС г. Иркутска

СПРАВКА

Марине Михайловне Расковой было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда», ее наградили двумя орденами Ленина и Орденом Отечественной войны 1-й степени (посмертно).

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио