Менять формат всегда интересно, считает иркутский фотограф Алексей Головщиков

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #21 (861) от 14 июня 2018

«Фотоаппарат — это граница между мной и миром. С одной стороны, я огражден от необходимости участвовать в происходящем, с другой, на какие-то значимые в жизни вещи реагирую как сторонний наблюдатель», — говорит иркутский фоторепортер Алексей Головщиков. В идеале, считает он, было бы здорово собирать из фотографий что-то вроде гербария, который приятно разглядывать самому и время от времени показывать друзьям…

За два прошедших года в Иркутске прошло две фотовыставки Алексея Головщикова «Профессия: фоторепортер». На ней были представлены 50 снимков, сделанных в разные годы в самых разных уголках нашей области. Экспозицию можно считать своеобразным десятилетним итогом творческого поиска мастера. За это время Алексей получил несколько фотопремий. Что дальше? О новых горизонтах и идеях Алексей рассказал нашему корреспонденту.

Скрытые смыслы простых вещей 

Известная прописная истина «лучше один раз увидеть» имеет самое прямое отношение к работе фоторепортера. Рассказать о событии одним кадром — высший пилотаж репортерского мастерства. На это способны немногие, поскольку кроме знаний, навыков, опыта, работоспособности надо еще иметь внутреннее видение, то есть, что называется, дар божий. Алексей Головщиков им, безусловно, обладает.

Он способен видеть скрытые смыслы в самых обычных, банальных вещах. В его снимках много юмора, грусти, очарования, они одновременно простые и сложные, порой страшные, но всегда честные. В каждой его фотографии просматривается отношение автора к отснятому событию или человеку. В цикле работ из деревни Сергина, к примеру, запечатлены обитатели психоневрологического интерната. Мир за гранью обыденности — это, вообще, излюбленное «рабочее место» Алексея Головщикова. Он охотно идет туда, где обыватель захотел бы спрятать голову в песок, где тренды эпохи гламура выглядят смешно и нелепо.

Один из снимков, сделанных в Сергина, где и расположен интернат, напрямую указывает на это противоречие между реальностью социума и декларируемыми ценностями. На этом фото две женщины запечатлены на фоне огромного плаката с танцующей дивой. Об этом же фотография девочки, которая держит половинкой своей руки протез с розовыми кукольными пальчиками. Многие образы и сюжеты пронизаны болью, состраданием и даже протестом против самого устройства человеческого бытия.

 

Необычен на снимках Алексея и родной Иркутск. Он живой и очень разный: памятник Александру III на постаменте из воздушных шаров; бабочка, улетающая из аэропорта; черная клякса-собачонка на крыльце старого деревянного дома; казак-первопроходец в ярком обрамлении салюта… В этом подходе, отрицающем «открыточность», просматривается стремление к правде жизни, неприятие искусственности.

— Я люблю старые иркутские улочки, которые еще сохранились в центре города и живут своей жизнью. Вросшие в землю домики, полузаброшенные дворы, палисадники. В них нет причесанности отреставрированных кварталов. Это уходящая натура, время разрушает все, но этот процесс можно остановить с помощью фотокамеры, — считает Алексей.

— Глядя на твои снимки, ощущаешь, что фотоаппарат — это часть тебя самого, что-то вроде шестого чувства, помогающего распознать то, что нельзя осмыслить. Но ведь так сложно — все время смотреть на мир через объектив фотокамеры! Я, к примеру, не люблю фотографировать. Необходимость делать снимки отделяет меня от события, мешает в нем участвовать. Между мной и реальным миром возникает что-то вроде стены. У тебя нет такого ощущения?

— Фотоаппарат — это, безусловно, граница между мной и миром. С одной стороны, я огражден от необходимости участвовать в происходящем, с другой, на какие-то значимые в жизни вещи реагирую как сторонний наблюдатель. Когда такое состояние продолжается долгое время — начинает тяготить. На мир хочется смотреть глазами обычного человека и быть ему сопричастным. Анализируя это, понимаю, что этап под названием «профессия: фоторепортер» подошел к логическому завершению. Я — не фоторепортер, я, скорее, все-таки журналист.

Кино в одном кадре 

— Ты ведь прошел практически все ступени производства газеты вплоть до печати — работал корреспондентом, дизайнером, фоторепортером.

— И еще я пробовал снимать кино. Собственно, с этого увлечения все и началось. Довольно давно, в юности, мы с друзьями сняли что-то невнятное на любительскую видеокамеру. Сегодня это назвали бы арт-хаусом. Сюжет отсутствовал, а изображение было совсем не киношным. А потом наткнулся на стопку каких-то прибалтийских журналов. Текста было мало, зато фотографий много. На черно-белых снимках были какие-то пустынные городские пейзажи, детские площадки с поломанными куклами. Если в кадре присутствовали люди, то выглядели они загадочно. Это было странно и очень красиво. Ты погружался в этот мир. Такое однокадровое кино.

Помню, увиденное меня сильно зацепило. И пришел к выводу, что фотоизображение способно воздействовать на зрителя намного сильнее, чем движущаяся картинка. В кино тебе все показали, все за тебя додумали — пролог, кульминацию, эпилог. А когда видишь фотографию, невольно чувствуешь атмосферу, слышишь звуки, ощущаешь запахи, представляешь, что будет дальше. Думаю, поэтому многие кинорежиссеры так любят стоп-кадры.

— После окончания школы бабушка подарила мне фотоаппарат «Зенит». По советским деньгам он стоил дорого — 15 рублей. Я что-то фотографировала, проявляла, закрывалась в темной комнате — ванночки, пинцеты, проявитель, закрепитель. Процесс шел долго и трудоемко. Сейчас — быстро и легко…

— Мне первую камеру подарил отец, когда я учился в классе шестом или седьмом. Это был широкоформатный «Комсомолец». Такой советский вариант «Роллейфлекса», который предполагал неспешный и вдумчивый подход к работе. На пленку, которая стоила довольно дорого, помещалось всего двенадцать кадров. Проявкой, как правило, занимался отец. Меня же больше привлекал процесс съемки. Помню, часами бродил с этими двенадцатью кадрами по заброшенным стройкам, гаражным кооперативам — в то время это были достаточно безопасные прогулки. Частенько я забывал перематывать пленку, и несколько экспозиций накладывались друг на друга. Иногда выходило забавно. Но чаще не получалось ничего — кадры были технически непригодны для печати. Изучать выдержку и диафрагму я упорно не желал, по крайней мере, до тех пор, пока сам не стал платить за проявку и печать.

— В чем, по-твоему, секрет удачного кадра?

— Получить технически качественный снимок сегодня может любой. Но это не отменяет главного — во-первых, нужен хороший сюжет, а он всегда подарок за терпение; во-вторых, композиция; в-третьих, конечно, немного магии. Мой любимый фотограф — Себастьян Салгаду сказал: «Цифра» развязала фотографам руки, но многим из них закрыла глаза». Это правда. Фотокамера есть сегодня у каждого — профессиональная, обычная или в телефоне. И, кстати, фотосъемка на телефон дает порой очень интересный результат. Я люблю Instagram опять же из-за того, что фото там не постановочные. В прошлом году в Иркутск приезжал Дима Марков, который живет в Пскове и работает с трудными подростками. Он снимает на айфон и выкладывает снимки в Instagram. Это как раз тот случай, когда техническая сторона фотографии совершенно не важна. У него потрясающие снимки! Дмитрий получил грант — 10 тысяч долларов от американского фотоагентства Getty Images. Он волонтер нескольких благотворительных организаций, помогающих детям в Пскове. Публикуя фотографии в фотоблоге, надеется привлечь внимание людей к проблеме детей-сирот в России.

Познавать мир и себя

— Говоря о том, что ты больше не фоторепортер, а журналист, предполагаешь вернуться к написанию текстов?

— Не совсем так. Просто через фоторепортаж уже не могу передать все то, о чем хотел бы рассказать: получается слишком поверхностно. Одиночное фото по большому счету уже никого не впечатляет. Мне нужно более глубокое исследование, а не просто фотоматериал. Сейчас пытаюсь соединить воедино все то, чем много лет занимался в разных редакциях, и подавать информацию в формате лонгрида – современного формата подачи журналистских текстов в интернете. В нем удобно соблюдать баланс между текстом, фотографиями, видео, инфографикой. Правильно выстроенный лонгрид воспринимается как целостная история, а оформляется как отдельный сайт со своей уникальной версткой и дизайном.

— У тебя уже есть темы для лонгридов?

— Тем, которые не вмещаются в формат фоторепортажа, много. Несколько месяцев я снимал процесс рождения спектакля «Человек с большими крыльями» в женской колонии. Материал чрезвычайно интересный. Над постановкой работала режиссер Карина Пронина. Репетиции с «актрисами» проходили каждое воскресенье с января 2018 года в свободное время осужденных.

Инсценировка в формате современного театра, где нет строгих канонов. И, собственно, главная задача — дать возможность женщинам, отбывающим срок, как занятым в спектакле, так и сидящим в зале, раскрыть себя, принять себя как личность, индивидуальность. И быть свидетелем этой трансформации невероятно трудно и интересно.

Эта тема не для газеты и не для фоторепортажа, а для отдельного большого исследования, которое может быть реализовано в формате лонгрида.

Вообще, глобальных сюжетов много. Не так давно ездил в командировку в Мамско-Чуйский район. Это же другой мир, иное измерение! Еще есть съемки из города Зимы, где мои герои — большая семья. Живут не просто за чертой бедности, а гораздо хуже. Но за помощью не идут, поскольку в свете угрозы со стороны ювенальной юстиции боятся, что у них отнимут детей. Их мир, быт, выживание тоже требуют исследования, а не просто репортерства.

— Мне кажется, что ты, как перфекционист, можешь зайти в изысканиях столь далеко, что любые формы творчества станут казаться мелкими и все твои наработки так и останутся «на бумаге»… Может быть, ты прежде всего исследуешь себя, расширишь, так сказать, границы самопознания?

— Возможно. Но в любом случае я занимаюсь тем, что мне нравится, что меня захватывает. Как только мне станет неинтересно, я переключусь на что-нибудь другое. Например, буду делать снимки только для себя, просто так, не ориентируясь на запросы редакторов, читателей, форматы, конкурсные требования. Буду собирать что-то вроде гербария, который приятно разглядывать и время от времени показывать друзьям…

Фото Алексея Головщикова и Валентина Карпова

ДОСЬЕ

Алексей Головщиков — журналист, фотограф, обладатель Гран-при международного фестиваля «Байкал АРДИ — 2006», финалист первой всероссийской открытой фотопремии «Лучший фотограф — 2009», трижды победитель конкурса «Журналист года Иркутской области» в номинации «Фотокорреспондент».

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио