Не будет армии — не будет страны 

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #13 (853) от 11 апреля 2018

Генерал-майор Владимир Шипов возглавлял военный комиссариат Иркутской области почти 12 лет. Его служба в этой должности выпала на сложные для нашей страны 90-е годы, когда армия была, по сути, поставлена в условия выживания. Сегодня, находясь в отставке, Владимир Александрович продолжает жить проблемами страны, с болью говорит о событиях, происходящих на своей родине — Украине.

Владимир Шипов родился в украинском селе Парышев Киевской области. На чернобыльской земле прошли его детство и юность, там и сейчас живут его родные и близкие люди. Поэтому о том, что происходит сегодня на Украине, он говорит с особой болью.

— Горько от того, что Западу удалось навязать украинскому народу свои ценности. Традиционно украинцы жили общиной: вместе пахали, сеяли и собирали урожай, отмечали праздники. Людей ценили за их трудолюбие, за умение вести хозяйство, за добрый, веселый нрав. Сейчас критерием успеха стали деньги, а из братского российского народа усилиями многолетней агрессивной пропаганды сделали врага, — сетует Владимир Шипов.

По мнению генерал-майора, этот опыт многому учит.

— Если мы не хотим повторить путь Украины, надо, прежде всего, определить приоритеты в работе с молодым поколением. Потихоньку развивается юнармейское движение — это хорошо, но этого недостаточно. Изучив опыт советского периода с существовавшей тогда стройной системой патриотического воспитания, мы должны создать что-то подобное по масштабу, но без бюрократизма, — считает экс-военком.

За те годы, когда Шипов был военным комиссаром Иркутской области, в армию было призвано почти 130 тысяч новобранцев.

— Сегодня главная задача военкоматов — обеспечить призыв, — объясняет Владимир Александрович. — На мой взгляд, в условиях сирийского конфликта и тех провокаций, которые устраивают «западные партнеры», важно активизировать работу военных комиссариатов с запасниками. Во времена холодной войны основная наша работа была направлена на поддержание мобилизационных ресурсов. Сегодня эта работа ведется, но ее недостаточно, — говорит Владимир Александрович.

Мой собеседник вспоминает, как в советские времена на ежегодные сборы резервистов в регионе призывали до 50 тысяч солдат и офицеров запаса. За последние 10 лет самое большое количество офицеров и солдат запаса было призвано в Приангарье на военные сборы в 2008 году — немногим более четырех тысяч человек. Затем призыв значительно уменьшился и в среднем составлял от 100 до 200 человек в год.

— При проведении вооруженными силами США военных операций в Ираке и Афганистане американцы столкнулись с проблемой отсутствия подготовленных резервов. У нас та же проблема. Сегодня в армии большое количество контрактников, охотно идут служить молодые люди — это, безусловно, положительные моменты. Но нельзя упускать из внимания и степень подготовленности мобилизационного резерва, — поясняет Владимир Шипов.

Владимир Александрович вспоминает, как в первый год нового тысячелетия в Иркутской области начали возрождать военные сборы резервистов. Помощь оказывала и областная администрация, и руководство муниципалитетов.

Вот что писала по этому поводу в 2001 году местная пресса: «В Нижнеудинске начались сборы резервистов — солдат и офицеров запаса. В Иркутской области подобные мероприятия не проводились десять лет. В сборах, которые продлятся три недели, участвуют мэры городов и районов области. Две тысячи гражданских людей собрались, чтобы вспомнить о своей воинской профессии. Многие из них служили в армии давным-давно и уже забыли о том, что это такое — быть танкистом, артиллеристом, мотострелком».

Сам Владимир Шипов по военной специальности — общевойсковой командир. В 1968 году он окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище, а в 1979-м — Военную академию имени М.В.Фрунзе. Службу проходил в должностях командира мотострелкового взвода, роты, начальника штаба мотострелкового батальона, командира мотострелкового батальона, начальника штаба учебной мотострелковой дивизии. До приезда в Иркутск три года возглавлял военный комиссариат Якутской АССР. За отличную службу генерал-майор Шипов награжден орденом «Красной Звезды», девятью медалями и именными часами министра обороны.

Сегодня, будучи военным пенсионером, Владимир Александрович внимательно следит за теми переменами, которые происходят в армии. Как профессионал, всю жизнь посвятивший служению Родине, он анализирует каждый реформаторский шаг и глубоко переживает за каждое неверное, с его точки зрения, решение. Одной из самых глобальных проблем России, в том числе и армии, он считает слабую подготовку молодых военных специалистов. В этой связи закрытие ИВВАИУ называет не иначе как преступлением.

— Мое предположение, что столь частые катастрофы самолетов и вертолетов в России во многом обусловлены слабой подготовкой летчиков и технического персонала, — замечает бывший военком, радея за повышение квалификации военных спецов.

Он был ярым противником формирования в армии бригадной системы, считая, что дивизия способна более эффективно вести боевые действия. Сегодня по приказу министра обороны в Вооруженные Силы вместо бригад возвращают дивизии.

Не нравится генералу Шипову и система тендеров, которую внедрили в армейскую жизнь. В соответствии с тендером определяется фирма, которая будет кормить солдат и офицеров в столовых, наймет на работу уборщиц и водителей для служебных автомобилей.

— А если, не дай бог, случится война? — спрашивает военный и добавляет не без иронии: — Мы с собой в качестве поваров возьмем тетушек, которые работают в столовых?

По словам Шипова, многое в армии сегодня насаждается людьми, далекими от военной жизни, а нередко и вовсе не проходившими службу в ВС.

— Из-за тендерной системы большая часть средств уходит на содержание чиновников-управленцев, которые нанимают на работу уборщиц, дворников, электриков, обслуживающих Вооруженные Силы. Если бы эти должности были введены в штаты соответствующих частей и учреждений, то уровень зарплаты у персонала значительно повысился бы. А сегодня эти работяги трудятся за копейки.

Генерал-майор в отставке не может понять, почему армию сегодня учат уничтожать боевиков, а не воевать с масштабным противником.

— Боевиками должны заниматься бойцы Росгвардии, отдельных батальонов ОМОНа. Армия должна быть готова защитить страну от внешнего нападения, то есть уметь воевать с более серьезным противником, — поясняет Шипов.

Участие российских военных в сирийском конфликте, по мнению генерал-майора Шипова, и есть война с серьезным противником. Она показывает сильные и слабые стороны подготовки нашей техники и специалистов, демонстрирует возможности современного оружия. Российские военнослужащие получают там бесценный опыт ведения современных боевых действий.

— Есть такое мудрое высказывание: «Не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую». К сожалению, исторический опыт подтверждает этот тезис. Посмотрите на пример Северной Кореи. Разве стала бы церемониться с этой маленькой страной такая мощная держава, как США, не будь у корейцев боеспособной армии и ядерного оружия?! — спрашивает бывший военком и тут же приводит пример Ирака, где армия потерпела поражение из-за коррумпированности своего высшего руководства.

— Нельзя деньги превращать в главную жизненную ценность. Нужно придерживаться тех ценностей, которые наш народ культивировал веками. Одна из самых главных — это честное служение Родине. Тогда мы сохраним свою суверенность и не повторим горький опыт Украины, — подытожил наш разговор Владимир Александрович.

По нашей просьбе он выбрал из семейного альбома несколько особенно дорогих для него снимков. Вместе с супругой Владимир Александрович воспитал двух сыновей. Теперь он счастливый дедушка — у него чудесные внучки и внук. На одной из фотографий он запечатлен вместе с Шиповыми-младшими.

— Подпишите это фото словами: «Это наше главное богатство. Ради них мы живем!» — попросил меня генерал.

Фото Валентина Карпова и из семейного архива

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио