Как в лаборатории проходит проверка качества асфальта с иркутских дорог

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #31 (822) от 16 августа 2017

В Иркутске подходят к завершению первый и второй этапы дорожного ремонта. Когда асфальт уложен, ограждения установлены и разметка нанесена, подрядчик, казалось бы, должен облегченно выдохнуть. Но на самом деле для него начинается волнительное ожидание — ведь в это время лаборатории приступают к проверке асфальта. Вердикт может быть неутешительным: полностью переделать объект. Такие заключения были вынесены относительно объездной дороги Ново-Ленино, улиц Воровского и Маршала Жукова. Кто устраивает «экзамен» для новых дорог, каким лабораторным испытаниям подвергают образцы и на основании чего комиссия выносит свое решение — узнали наши корреспонденты.

Сантиметры решают все 

Надзор за качеством ремонта осуществляют сразу с трех сторон: вырубки свежего асфальта делает муниципальное предприятие «ИркутскАвтодор», независимая строительная компания и федеральное дорожное агентство «Росавтодор». Первые и вторые работают в связке, вместе с ними мы и отправились на дорожный эксперимент.

…Утренний час. На улице Розы Люксембург — оживленное движение. От потока машин отделяется трактор и останавливается посреди проезжей части. На дорогу выходит миниатюрная женщина, вынимает из кармана мелок и привычным движением расчерчивает асфальт на клеточки. Тут же появляется рабочий с устрашающей дисковой пилой. Сделав несколько глубоких надрезов в свежем покрытии, он вынимает ровные брусочки асфальта. Женщина прикладывает линейку и оглашает результат:

— Девять сантиметров!

На лице подрядчика, внимательно наблюдающего за процессом, появляется едва заметная улыбка. Девять сантиметров при норме семь — это хороший показатель.

— Допустимое отступление от нормы составляет 10 % — то есть в данном случае толщина асфальта должна быть не меньше 6,3 см. В большую сторону никаких ограничений нет, — объясняет мне та самая женщина с мелком и линейкой — начальник лаборатории ИркутскАвтодора Гертруда Карпец.

Она аккуратно вносит все данные в акт отбора образцов, фиксируя даже температуру воздуха и погодные условия: «21 градус, ясно». Повертев кусочек асфальта в руках и вытащив изнутри какие-то нити, Гертруда Ивановна записывает: «Геосетка есть». 

Пока что все требования соблюдены, но радоваться рано: площадь ремонтируемого участка (от 12-го Советского до 18-го Советского переулка) составляет 18 тысяч квадратных метров, и вырубок здесь будет немало. Согласно правилам, с каждых семи тысяч квадратных метров нужно взять как минимум три образца. Так что едем дальше — на другую сторону улицы в районе остановки «Пионерская».

— А зачем вы трактор с собой возите? — спрашиваю я.

— Это наше прикрытие, — говорит Гертруда Ивановна. — Представьте, если рабочий просто выйдет на дорогу и начнет там ковыряться — его же собьют! А на тракторе установлены знаки объезда и ограничения скорости.

Прибыв на место, куратор отступает метр от бордюра и указывает следующую точку вырубки. Весь процесс начинается заново: рисуем, вырезаем, извлекаем, измеряем. На этот раз толщина асфальта меньше, но в пределах допустимого — 6,5 см. Образцы (так называемые керны) маркируют цифрой 2 и делят поровну: одни отправятся в лабораторию ИркутскАвтодора, вторые — к независимым экспертам.

— Потом мы сверяем наши результаты. Как правило, они совпадают, — рассказывает представитель независимой строительной компании Роман Емельянов. — В этом году мы выявили неровности на объездной дороге Ново-Ленино и улице Маршала Жукова. В первом случае субподрядчик уже переделал по нашему предписанию пять тысяч квадратных метров. На Маршала Жукова строители не обеспечили водоотвод, теперь будут исправлять. Кроме того, по толщине не прошло покрытие на улице Воровского: там было четыре сантиметра вместо семи. Его тоже полностью переделали, повторные испытания прошли успешно.

История с асфальтированием Воровского уже превратилась в анекдот. На этом отрезке асфальта вообще никогда не было — хорошая дорога обрывалась и превращалась в гравийку. Когда заветные 500 метров закатали в асфальт, горожане не могли нарадоваться! Но вот стали известны результаты лабораторных исследований — подрядчика обязали переделать дорогу. Когда строители стали снимать свежий асфальт, жители буквально накинулись на них:

— Что же вы делаете, мы этого асфальта столько лет ждали!

Дорожники оказались с чувством юмора и, не растерявшись, ответили:

— Попользовались хорошей дорогой — и хватит. Теперь в другое место ее перевозим.

Первые осечки 

Тем временем «экзамен» для улицы Розы Люксембург продолжается: следующую пробу асфальта решено взять напротив остановки «Подстанция». Указанный участок немного отличается от предыдущих тем, что здесь уложено двухслойное покрытие. Толщина верхнего слоя должна составлять как минимум 4,5 см, а нижнего — 5,4 см. Когда к новому образцу приложили линейку, лицо подрядчика вытянулось — отметка показала по 5,2 см в каждом случае.

— Два миллиметра — не слишком грубое нарушение, но повод для беспокойства есть. Этот образец мы отправим в лабораторию. Если он пройдет испытания — просто сделаем рядом дополнительную вырубку, а если нет — подрядчику придется перекладывать асфальт, — заключает Роман Емельянов. — В принципе, общая толщина двух слоев выдержана и достигает нормативных 10 см.

Нынешний масштабный ремонт Розы Люксембург предполагает расширение 18-го Советского переулка. Пилить там пока что нечего — асфальт еще не положили, но зато можно проверить основание. «Начинка» должна быть следующей: 20 см песчано-гравийной смеси и 30 см щебня. Измерения подтвердили, что основание готово. «Можете приступать к укладке асфальта», — дала разрешение начальник лаборатории ИркутскАвтодора.

Попутно Гертруда Ивановна решает заглянуть во двор на улице Баумана, 242. Здесь работает тот же самый подрядчик, что и на Розы Люксембург — Спецдорстрой, он проводит благоустройство придомовой территории по программе «Формирование комфортной городской среды». Строители уже сняли старое разрушенное покрытие и укрепили основание, они готовы приступить к асфальтированию, но для этого им нужно разрешение Гертруды Ивановны. Однако в этот раз они его не получили…

— Во дворе на проезжей части основание должно составлять 25 см, а здесь всего 15… Не хватает. Наш вердикт — не принимаем. Отсыпьте еще 10 см гравия сверху, — разводит руками эксперт.

Последней точкой нашего дорожного рейда стал сквер Кирова. Проверку на толщину прошли все три вырубки — подрядчик ООО «Кран» не пожалел асфальта для главной площади города и положил его 9-сантиметровым слоем.

— До этого мы уже делали несколько вырубок в сквере, все они без нареканий, — подчеркивает Гертруда Карпец. — Пробы отбираются на 1—3 сутки после укладки асфальта, когда он остынет. Как вы уже заметили, мы берем несколько разных кусков: один крупный — для переформовки, три маленьких — для проверки толщины, водонасыщения и уплотнения. Но об этом я вам подробно расскажу в лаборатории…

Комната пыток для асфальта 

Войдя в лабораторию, мы поняли, что асфальту здесь приходится несладко: для него приготовлены чаны с кипящей и ледяной водой, пылающая печь и устрашающий пресс. Весь процесс исследования занимает трое суток. Сначала образцы очищают от пыли и грязи, дают им хорошенько просохнуть. Затем один крупный образец переформовывают — растапливают в обыкновенной духовке при 140 градусах и помещают в специальный аппарат.

— За три минуты установка выплавляет небольшой крепкий цилиндр, — рассказывает Оксана Самодурова, ведущий инженер-лаборант. — Образец такой формы понадобится нам для проверки прочности на прессе.

 По стандарту, асфальт должен выдерживать давление 2,2 МПа. В переводе на простой язык это значит, что каждый квадратный сантиметр покрытия должен удерживать почти 22,5 килограмма веса. Образец, который перед нами поместили на пресс, оказался вдвое прочнее нормы: 45,7 кг веса на квадратный сантиметр. 

Оставшиеся «кирпичики» исследуют на плотность и водонасыщение. Перед испытанием их взвешивают до сотых долей грамма.

— Керн помещают в воду на полчаса, дают ему насытиться водой и затем вновь взвешивают. Из полученных данных по определенной формуле мы вычисляем плотность, — рассказывают специалисты.

Затем — проверка на водонасыщение. Керны опускают в чан с водой и откачивают из нее весь воздух. Через час возвращают нормальное давление, в результате чего все полости асфальта заполняются водой.

— Водонасыщение не должно быть нулевым, — обращает наше внимание начальник лаборатории. — Какой-то запас водонасыщения у асфальта все-таки должен быть.

В нашем резко континентальном климате важно проверить, как покрытие будет вести себя при критических температурах. Поэтому его тестируют при нуле и при 50 градусах.

— Термокриостат — это специальная ванна с горячей водой. Образцы «варятся» там целый час. Если после этого они потеряют прочность, значит, на солнцепеке такой асфальт расплавится и на дороге возникнет колея, — поясняет Гертруда Ивановна. — Чтобы проверить свойства асфальта в холоде, мы помещаем образец в воду с глицерином — это жидкая среда с нулевой температурой.

Неудивительно, что такие дотошные испытания проходят не все образцы. На пресловутой улице Воровского асфальт «провалил экзамен» сразу по трем показателям: толщине, уплотнению и водонасыщению. Закрывать глаза на подобные отклонения не имеет смысла: иначе при первых же перепадах температуры дорожное полотно само обнажит все свои недостатки.

Фото Валентина Карпова

 

 

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио