Интересные факты от пяти филиалов Музея истории Иркутска 

Ко дню рождения любимого города Музей истории Иркутска им. А.М. Сибирякова решил рассказать горожанам, какие интересные факты скрывают предметы, пришедшие к нам из прошлого. Каждый из них так или иначе связан с историей города.

Пушки, ядра, монеты

Знаете ли вы, что отдел истории Музея города Иркутска располагает уникальными экспонатами? Они сохранились с 1697 года, когда наш город был маленькой крепостью, острогом, защищавшим Прибайкалье от набегов кочевников из монгольских степей. Речь идет о трех медных пушках, мушкетах, пиках и пушечных ядрах.

 

Чугунные ядра весом по 10 и 20 фунтов (примерно 4,5 и 9 кг) иркутские археологи обнаружили в устье реки Ушаковки, где располагались Московские ворота. Сейчас в этом месте находится здание Сбербанка. Рядом с ядрами были найдены монеты, отчеканенные в период с 1735 до 1770 года. Раскопки проходили в 2006 году, именно тогда археологи и передали свои находки в музей истории Иркутска.

 

Конверт с портретом Виталия Рогаля

 

Знаете ли вы, что в августе 2015 года, к 100-летию со дня рождения Виталия Рогаля, Почта России выпустила конверт с портретом нашего земляка? И вот уже пять лет в таком конверте родным и друзьям иркутяне и гости города отправляют письма и поздравления. А Музей истории Иркутска гордится, что один из его филиалов — Городской выставочный центр — носит имя заслуженного деятеля искусств РФ, народного художника России, почетного гражданина Иркутска Виталия Сергеевича Рогаля.

Пианино иркутского производства

Знаете ли вы, что в Музее городского быта есть уникальное пианино начала XX века? Его исключительность в том, что оно было сделано в Иркутске. Оказывается, более 100 лет назад в нашем городе была фабрика, на которой изготавливали пианино под маркой «Отто Гессе Иркутск». Немец Отто Гессе в начале XX века

занимался настройкой пианино и роялей. Видя, как музыкальные инструменты страдают при перевозке от резкой перемены температур и сухости воздуха, мастер задумал заняться производством пианино непосредственно в Иркутске. Корпус Отто Гессе делал из дерева, а рама была чугунной, отливали ее в мастерских промышленного училища. Механизм выписывался из-за границы, так как в России его не производили, а дерево для дек привозилось из Богемии. При малом формате инструмент «Отто Гессе Иркутск» имел сильное звучание и превосходил все известные в городе марки. Внешне пианино выглядело очень изящно, но без излишних украшений.

Пряжки солдатских ремней

Знаете ли вы, о чем могут поведать посетителю музея пряжки с солдатских ремней? Эти вещи — часть экспозиции филиала «Солдаты Отечества» — стали свидетелями важных исторических событий. После русско-японской войны 1904–1905 годов в Иркутск передислоцировалась 7-я Сибирская стрелковая дивизия, прославившаяся во время обороны Порт-Артура. Для размещения военных в Иркутске были построены специальные корпуса, которые горожане назвали Красными казармами. В них, кроме пехотинцев, размещались артиллеристы 7-й Сибирской артбригады и саперы 5-го саперного батальона.

В русской императорской армии каждый род войск имел различные пряжки на ремне. У артиллеристов под двуглавым орлом красовались «севастопольские пушки», позднее эта эмблема перекочевала на петлицы воинов Рабоче-Крестьянской Красной Армии. У саперов ниже орла были перекрещенные топоры, а пехоте достался только двуглавый орел. Так с помощью пряжки можно было определить принадлежность бойца к тому или иному роду войск.

В полном составе иркутский гарнизон собирался только на летние лагеря, располагавшиеся вблизи деревни Михалева, затопленной во время строительства Иркутской ГЭС. Оттуда наши земляки и ушли на фронты Первой мировой войны.

Среди них — потомок знаменитого купеческого рода, Сила Васильевич Белоголовый, ушедший на фронт добровольцем и за три месяца ставший полным георгиевским кавалером. Служил в 7-й Сибирской стрелковой дивизии и подпоручик Михаил Кожов — в будущем советский зоолог, гидробиолог, эколог, крупнейший знаток фауны Байкала, заведующий Кафедрой зоологии беспозвоночных и гидробиологии ИГУ.

Многие воины дивизии остались навсегда в польской и белорусской земле у городов Лыка и Августова, у озера Нарочь, у Сморгони и на берегах Немана. Но сотни вернулись домой, сняли военную форму и занялись привычным крестьянским трудом. А солдатский ремень с пряжкой остался пылиться в чулане или шкафу.

Капустные помочи и иркутская гладь

Знаете ли вы, что Дом ремесел и фольклора Музея города Иркутска может любую народную традицию превратить в праздник? Вот вы как солите капусту осенью – дома, на кухне, верно? А оказывается, раньше в Иркутске был обычай крошить капусту на зиму сообща. Целые дворы собирались вместе, люди пели песни, пекли пироги, водили хороводы. Весь этот процесс назывался «капустные помочи». Потом эта традиция утратилась, но каждую осень в Доме ремесел вкусные «Иркутские капустки» проходят именно так, как в старину.

А еще мастерицы Дома ремесел и фольклора знают секрет вышивки, которая называется «иркутская гладь». Автор уникальной техники — Мария Азеева. Марии Алексеевны уже несколько лет нет с нами, но ее произведения хранятся в городском музее. Вышивала мастерица особым стежком, который из любви к родному городу назвала «иркутская гладь». Особенность рисунка в иркутской глади заключается в том, что создается он из ниток шести тонов. Например, в полтавской глади присутствует только один цвет, а в иркутской в каждом лепестке тона чередуются. Это создает неповторимую игру цвета. Стежки налагаются волнообразно, повторяя контуры рисунка. Искусствоведы расценили новую технику вышивки как эволюцию народных традиций.

Фото из архива Музея истории Иркутска

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио