Сценарии развития Нижней Лисихи представили участники архитектурного интенсива «Городские практики»

Этот материал был напечатан:

Газета «Иркутск» #40 (978) от 15 октября 2020

Дождевые сады, водный транспорт по Ангаре, мягкое обращение с «хрущевками» и прогулочная площадь над гаражным кооперативом — такое будущее нарисовали для Нижней Лисихи прогрессивные архитекторы после десятидневного обучения. С 29 сентября по 9 октября в Иркутске при поддержке администрации областного центра проходили «Городские практики», где местных проектировщиков заряжали знаниями эксперты КБ «Стрелка», участники программы Архитекторы.рф и приглашенные специалисты. Полученные навыки удалось применить тут же, на примере реновации Нижней Лисихи. Что из этого получилось, узнала газета «Иркутск».

Интенсив «Городские практики» шагает по России уже полгода. Эксперты в области архитектуры и городской среды побывали в Ижевске, Краснодаре, Липецке, Южно-Сахалинске, Вологде, Ростовской области и Челябинске. В начале октября совместно с клубом «Байкальские стратегии» они устроили апгрейд для иркутских архитекторов и представителей власти: рассказали об актуальных инструментах городского развития, а затем дали задание применить эти навыки на практике.

В качестве опытной площадки выбрали Нижнюю Лисиху. Эта территория показательна с точки зрения проблематики: есть и точечная застройка, и сложности рельефа, и слабое транспортное сообщение, и необустроенная набережная.

— Первую неделю участники изучали проблемы и перспективы территории, опрашивали людей и проводили глубинные интервью, — объясняет Даниил Хлебников, руководитель проектов КБ «Стрелка», тьютор программы Архитекторы.рф.

В Нижней Лисихе, по оценкам участников, проживает более 20 тысяч человек. Проектировщики выяснили: этот район горожане любят за уютный бульвар Постышева, близость к воде и к центру, но в то же время жалуются на отсутствие нормальной ливневой канализации и благоустроенной набережной, а также на гаражный кооператив, который «съедает» огромную территорию. Каждая команда предложила собственный сценарий развития района.

— Опрос респондентов помог нам сформировать пять главных запросов: связь района с прилегающими территориями, формирование внутренней системы озелененных общественных пространств, поиск территориальных резервов, пересмотр транспортной сети, решение вопросов инженерной инфраструктуры, — рассказывает Татьяна, участница одной из команд. — Наше изменение транспортной системы предполагает увеличение пешеходного пространства, создание выделенных велосипедных полос, оптимизацию пространства для движения автомобилей, внедрение водного транспорта.

На водное сообщение сделали ставку и другие команды.

— Поскольку в этом месте Ангара не замерзает, мы предлагаем активно задействовать водный транспорт, наладить сообщение с островами и развивать на них рекреацию, — добавляет Вера, участница другой команды.

Особое внимание рабочие группы уделили и проблеме ливневой канализации. Предложили использование проницаемых дорожных покрытий, перехватывающие накопители и дождевые сады, в которых вода собирается, очищается и постепенно впитывается в почву.

— Чтобы снизить нагрузку на эту территорию и замедлить движение воды, мы предлагаем установить накопительные емкости. Эта «замедленная» вода направляется по дренажным канавам к дождевым садам, — объяснил один из участников.

Серым пятном на карте Нижней Лисихи выделяется большой гаражный кооператив. Участники придумали, как включить и это сооружение в жизнь района: например, построить сверху платформу и использовать ее для прогулок или парковки автомобилей.

ВРЕЗ // В отношении еще одного «серого» объекта — заброшенного кирпичного завода — мнения команд разделились. Одни предложили устроить внутри арт-пространство, вторые — снести и построить на этом месте социальный объект, третьи — отдать территорию под жилую застройку, чтобы разгрузить инфраструктуру района и избавиться от гаражного кооператива. //

Продолжая тему строительства, архитекторы предложили упорядочить плотность и этажность следующим образом: вдоль магистральных путей позволить более высокую и плотную застройку, ближе к воде — разреженную и низкую. Не обошли вниманием существующие панельные дома:

— Один из принципов — мягкое отношение к «хрущевкам». Мы предлагаем сформировать из них кварталы, замкнув их по периметру новой застройкой. При реконструкции старых домов пристраивать к ним коммерческие помещения и дополнительные блок-секции.

Приглашенные эксперты высоко оценили проекты и отметили, что они имеют большой потенциал. По словам иркутского архитектора, исполнительного директора Агентства развития территорий «Градостроительная школа» Алисы Козак, плоды образовательного практикума пригодятся в дальнейшей работе. Собранная аналитика ляжет в основу сессии Зимнего градостроительного университета 2021 года.

Яна Шутова

Фото Валентина Карпова

Поделитесь:

Другие новости:

Новости
Газеты
Документы
Радио